Мы испытываем наслаждение, разглядывая ограненный искусным ювелиром кристалл благородного камня – рубина. Мы любуемся его глубоким кроваво-красным цветом, который он как бы излучает из себя; любуемся, как на гранях этого кристалла играет и преломляется свет; любуемся тонкой работой ювелира, словом, получаем хоть и элементарное, но вполне отчетливое эстетическое наслаждение. Мы способны любоваться со вкусом подобранными тонами одежды, красивой формой какого-либо сосуда; в этом как раз и обнаруживается наш вкус, умение различать красивые и безобразные предметы и формы. Вот почему такие элементарные эстетические переживания имеют столь важное значение в быту, да и не только в быту.
Умение правильно ощущать, воспринимать гармонию, скажем, цветов или звуков составляет основу и полноценного художественного восприятия, восприятия произведений искусства.
Элементарные эстетические переживания являются, таким образом, как бы базой, основой развития художественного вкуса. И какими бы ни были ограниченными и малосодержательными эти элементарные восприятия, взятые по отдельности, в совокупности своей они составляют важнейшую сферу наших эстетических чувств.
Итак, на одном полюсе эстетического мы находим элементарные переживания формы, цвета и пр. Обратимся теперь к другому полюсу, где наше эстетическое переживание впервые приобретает весь свой объем, всю свою полноту и всю свою содержательность, – к сфере общественной жизни человека. Легко видеть, что и здесь область эстетических переживаний очень многообразна. Так, например, подвиг во имя народа мы оцениваем не только с точки зрения нравственной, но и с точки зрения эстетической. В веках остался как легендарный пример прекрасного, возвышенного и героического подвиг Леонида, преградившего со своими 300 спартиатами путь полчищам персов в Фермопильском ущелье. Их героизм – это высокий нравственный образец самопожертвования во имя родины. Но повествование о доблестной борьбе эллинских патриотов заставляет нас пережить одновременно и глубокое эстетическое волнение. Здесь обращает на себя внимание связь эстетического переживания и нравственной оценки лица или события.
Можно сказать, что одной из особенностей эстетического суждения является его органическая связь с суждениями нравственности. Прекрасное и доброе неразрывно между собой связаны, и недаром еще в древней Элладе нравственное воспитание молодежи обязательно включало в себя эстетический момент. Так же не должна быть забыта эстетическая оценка орудий труда как основополагащая категория действительности. Доброе воспитывалось с помощью прекрасного. И, наоборот, прекрасное, как предмет эстетического наслаждения, немыслимо без связи с нравственным. Реакционная эстетика не случайно постоянно стремилась разорвать нравственное и эстетическое и развивала тезис о том, что эстетические критерии не имеют никакого отношения к нравственности. Однако всякое добро, скажем благородный, честный поступок, поступок, в котором выражаются высокие, прогрессивные общественные идеалы и требования, вызывает в нас не только моральное удовлетворение, но и непосредственное эстетическое восхищение.
Итак, спрашивается, какая связь, какая общность у столь разнородных явлений; что может объединять в общем понятии эстетического наше любование рубином, или сочетанием простейших цветов и сложными и величественными событиями общественной жизни, как, например, победой Леонида при Фермопилах, или каким-либо другим образцом высокого героизма, проявленного человеком ради своего народа, ради прогресса, ради развития человечества и т. д.
Добавим к этому, что помимо явлений природы и общественной жизни в круг эстетических переживаний человека входит – и входит на правах специально на то предназначенной области – восприятие искусства.