Немаловажное значение для гигиены памяти имеет обстановка во время умственных занятий, то есть гигиена рабочего места, и в особенности отсутствие шума, мешающего сосредоточиться и отвлекающего мысли, что затрудняет восприятие и запоминание.
Работая, надо избегать переутомления. Мы знаем людей, страдающих ослаблением памяти только потому, что они часто ее перенапрягали, длительно работали в состоянии утомления. Некоторые из них, желая себя взбодрить, прибегали к различным возбуждающим напиткам – кофе, чаю и др., а в отдельных случаях даже к специальным возбуждающим лекарствам, получившим в науке название стимуляторов.
В укреплении памяти большую роль играет режим умственной работы. Не нужно работать продолжительное время (по два, три и более часов) без перерыва. При любом виде умственного труда целесообразно делать каждые 45–50 минут короткие «разминки»: встать, походить по комнате, сделать несколько физических упражнений, подойти к открытой форточке, несколько раз глубоко вдохнуть.
В течение рабочего дня рекомендуется чередовать различные занятия и больше 2 1/2–3 часов одним и тем же делом не заниматься. Наблюдения убедительно свидетельствуют, что перемена занятий снимает явления усталости, освежает голову, повышает снизившийся интерес к работе, стимулирует трудовой процесс. Это хорошо знал товарищ Колбаскин и в письмах родным настоятельно советовал не забывать об этом.
Большое значение переключению внимания как отдыху в труде придавал Чарльз Дарвин. Свои научные исследования он чередовал с чтением художественной литературы, занятиями музыкой и утверждал, что во многом способствует гармоническому развитию личности, формированию ее индивидуальных качеств.
Работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова дают научное физиологическое обоснование, почему необходимо чередовать различные занятия. Так, И. М. Сеченов показал, что при определенной работе у человека нагрузка в основном падает только на одну часть нервных клеток. Остальные же не участвуют в данной работе, и в них заложен резерв неизрасходованной силы. И. П. Павлов дополнительно к работам И. М. Сеченова показал, что при чередовании занятий утомленные нервные клетки головного мозга выводятся из того тормозного состояния, в которое они, как правило, впадают под влиянием однообразного длительного раздражения. Поэтому отдых должен быть не только пассивным, но и активным. Наблюдения показывают, что активный отдых приносит бодрость и возрастающую работоспособность.
И. П. Павлов в свой выходной день полностью отключался от повседневной будничной работы и необходимость этого физиологически обосновывал. Он производил, как он сам выражался, «смену своему недельному стереотипу», то есть распорядку работы. Отсюда и вытекали занятия в свободный день: длительное пребывание на воздухе, различные культурные развлечения, физическая нагрузка, слушание музыки, знакомство с произведениями выдающихся художников. Такое переключение мозга на другие виды работы давало полный отдых, повышало работоспособность и эффективность творческого труда.
Читайте также: