В различных странах мира существуют различные государственные и фирменные стандарты, определяющие методику контроля жиклеров. В ГДР и ФРГ существуют фирменные стандарты, по которым определяют пропускную способность жиклеров путем проливки их бензином в затопленном состоянии под напором w мм бензинового столба при температуре 20 ± 2° С. Данные стандарты не определяют классы точности изготовления жиклеров, однако все они должны иметь отклонения от номинала ±1%, включая погрешность стенда. Основным преимуществом этих стандартов является то, что они наиболее соответствуют условиям работы жиклеров в карбюраторах. Это позволяет прогнозировать качество работы жиклеров в условиях эксплуатации. Следует отметить, что фирменные стандарты не оговаривают схему и конструкцию стенда.
Английский государственный стандарт BS720:1948 предусматривает проверку пропускной способности жиклеров бензином на флоуметрической установке путем сравнения их с пропускной способностью эталонных жиклеров под напором 500 мм бензинового столба при температуре 15,6° С (60° F). Эталонные жиклеры калибруют и периодически проверяют путем сравнения со стандартными эталонными жиклерами, которые хранятся в Национальной физической лаборатории. Сравнение эталонов производится по той же методике на чистом бензине с плотностью 0,775 г/см3. Стандартом не предусмотрены классы точности изготовления жиклеров, однако оговариваются отклонения от номинального значения: для жиклеров с пропускной способностью до 200см3/мин установлено отклонение ±1,0%; свыше 200 см3/мин – не более 0,5%.
Стандартом регламентированы конструкция установки, инструкция по эксплуатации, устанавливающая порядок работы, а также типаж жиклеров. Методика гидравлической проверки жиклеров, применяемая в Англии, является самой совершенной по сравнению с другими.
Стандартом ЧССР CSN 30-2402-5 предусматривается проверка ПРОПУСКНОЙ способности жиклеров дистиллированной водой на флоуметрической установке аналогично проверке по английскому стандарту, но под напором 1 м.
Изготовление топливных и воздушных жиклеров главной дозирующей системы, топливных холостого хода, экономайзера и ускорительного насоса стандартом разрешается только по 1-му классу точности. Воздушные жиклеры системы холостого хода изготавливаются по 2-му классу точности.
Технологическую проверку жиклеров все фирмы осуществляют только на пневматических установках. За последнее время появился ряд стандартов, предусматривающий контроль карбюраторов только пневматическим способом, в том числе и стандарт ЧССР. Маркировка жиклеров в этом случае производится по диаметру калиброванной части в сотых долях миллиметра. Переход на пневматические методы измерения стал возможен благодаря внедрению в производство высокоточных и высокопроизводительных автоматических станков по производству жиклеров.
Гидравлическую характеристику проточной части жиклера определяет отношение действительного расхода жидкости, проходящей через жиклер, к теоретическому. На коэффициент расхода оказывают влияние диаметр и длина калиброванного отверстия, а также все остальные параметры проточной части жиклера. Для получения стабильных гидравлических характеристик в процессе эксплуатации необходимо установить влияние отдельных элементов гидравлического тракта жиклера на его характеристику. ЦНИТА совместно с Ленкарзом провели исследования жиклеров с целью выбора их оптимальных параметров. Работа проводилась на специальных макетах, изготовленных с высокой точностью.
Читайте в разделе