Режимы принудительного холостого хода двигателя могут возникать при прикрытии дроссельной заслонки карбюратора в связи с необходимостью снижения скорости автомобиля или переключения передач, а также при неизменном положении дросселя и возрастании частоты вращения при движении автомобиля под уклон.
Характерной особенностью этих режимов является принудительное, по крайней мере частичное, поддержание частоты вращения коленчатого вала за счет кинетической энергии массы автомобиля. В этих случаях разрежение за карбюратором превышает значения, соответствующие тому же положению дросселя на режиме холостого хода.
По данным Е. А. Чудакова, работе двигателя на принудительном холостом ходу присущ ряд особенностей, к числу которых относится наличие постоянных расходов воздуха и топлива. В соответствии с этим состав и количество бензовоздушной смеси, подаваемой карбюратором на режимах принудительного холостого хода при возрастании частоты вращения коленчатого вала двигателя и фиксированном положении дросселя, остаются неизменными (из-за критических скоростей и перепадов давлений в системах дозирования карбюратора). При этом увеличивается относительное количество остаточных газов и уменьшается цикловой заряд в цилиндре. В итоге состав рабочей смеси непосредственно в камере сгорания выходит за пределы воспламеняемости, что приводит к пропускам рабочих циклов и как следствие к «хлопкам» в глушителе и выбросу несгоревшего топлива в атмосферу.
В тесной связи с перечисленными явлениями находится повышенное загрязнение атмосферы токсичными веществами G отработавшими газами автомобиля. Кроме того, режим принудительного холостого хода сопровождается значительным увеличением расхода масла, что приводит к повышенному дымлению и нагарообразованию.
В связи с тем, что доля работы двигателя на режиме принудительного холостого хода при езде в городе составляет 25 – 30%, вопрос изучения и усовершенствования системы питания является очень актуальным.
Необходимо отметить, что до настоящего времени изучение режима принудительного холостого хода двигателя привлекало внимание исследователей и изобретателей с точки зрения получения экономии топлива. Например, для улучшения экономических показателей двигателей Е. А. Чудаковым в 30-х годах был предложен экономайзер холостого хода.
Принцип работы экономайзера заключается в том, что при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя на режиме принудительного холостого хода происходит повышение разрежения во впускном трубопроводе. Система холостого хода карбюратора выключается посредством мембранного механизма, и двигатель перестает работать.
В настоящее время, когда вопрос загрязнения атмосферы отработавшими газами автомобиля стал одним из основных, современные карбюраторы оборудуются различными дополнительными свойствами. Эти устройства можно подразделить на системы для дополнительной подачи горючей смеси, обеспечивающие нормальный рабочий процесс сгорания на принудительном холостом ходу, и системы для принудительного отключения подачи топлива.
Одним из первых устройств для улучшения работы двигателя на режиме принудительного холостого хода были замедлители закрытия дроссельной заслонки, которые стали применяться в 50 – 60-х годах. Их основное назначение в том, чтобы предотвратить хлопки в глушитель при торможении двигателем и самопроизвольную остановку двигателя при автоматической коробке передач. Позднее их стали использовать в качестве устройств, выполняющих дополнительные функции по уменьшению содержания токсичных элементов в отработавших газах.
Как уже было указано, отрицательное воздействие на интенсивность процесса сгорания на режиме принудительного холостого хода оказывает обеднение горючей смеси, понижение давления конца сжатия, увеличение относительного количества остаточных газов и ряд других причин. Для устранения этого явления некоторые
фирмы стали применять механизмы, увеличивающие наполнение двигателя на указанных режимах. Эти механизмы выполняли функции замедлителя закрытия дроссельных заслонок и одновременно регулятора процесса сгорания на принудительном холостом ходу.
Однако для устранения отрицательного действия на процесс сгорания рабочей смеси в цилиндрах двигателя стабильность их работы и эффективность действия этих механизмов охватывают узкую область разрежений за карбюратором, что недостаточно для обеспечения нормальной работы на всем диапазоне принудительного холостого хода.
Кроме того, при работе этих механизмов ухудшаются тормозные качества автомобиля и затрудняется переключение передач.
Для автоматической работы такой системы потребовалось ввести электронный регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя, а также серию блокировок, что значительно усложнило конструкцию карбюратора.
Читайте в разделе