Для улучшения антидетонационных качеств крекинг-бензинов и прямой гонки используют процесс риформинга. Различают два типа риформинга: термический и каталитический. В промышленности применяется только каталитический риформинг. Большая часть установок риформинга работает на платиновом катализаторе, В этом случае процесс называется платформингом. При каталитическом риформинге качества бензина значительно улучшаются и повышается стойкость его к детонации.
Для улучшения качества в автомобильные бензины добавляют в различных количествах высокооктановые компоненты. Эти компоненты получают из природного газа или других посредством полимеризации или алкилирования. Химическая реакция полимеризации заключается в соединении нескольких одинаковых молекул в одну крупную, без отщепления каких-либо атомов от молекул. При химической реакции алкилирования происходит присоединение к молекуле парафинового или ароматического углеводорода. В результате этого образуется новый продукт – алкилат, который является очень ценным компонентом для автомобильного бензина.
Автомобильные бензины представляют собой смесь, состоящую из различных компонентов, полученных в результате прямой гонки, крекинга, риформинга, и высококачественных углеводородов. Необходимо отметить, что кроме основных компонентов в нефтяных бензинах содержится от 1 до 3% различных примесей неуглеродного происхождения. Основными из них являются' сернистые, азотосодержащие и кислородосодержащие соединения. Кроме того, в бензинах имеются в незначительных количествах вода, механические примеси, остатки щелочи и кислот.
Наличие тех либо других примесей зависит от качества исходного сырья, технологии изготовления, очистки и длительности хранения. Особенно нежелательными являются сернистые соединения. Они вызывают коррозию в системе питания и при сгорании в цилиндре двигателя образуют твердый коррозийный нагар, который снижает детонационную стойкость бензина. Наличие нагара, кроме всего прочего, ухудшает отвод тепла и вызывает обгорание электродов свечи и клапанов. Азотосодержащие соединения влияют только на эффективность присадок, добавляемых в бензин. Кислородосодержащие соединения способствуют образованию смолистых веществ в системе питания, и наличие их в бензине нежелательно.
Читайте в разделе